Участие родителей в образовательной деятельности
Современный мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому, важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет оценен
по достоинству. К.Ушинский «Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений»
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка;
-объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Как показывает практика, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование
семейным традициям и т. д.
Сегодня детский сад находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Сначала важно начать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого разрабатываются анкеты, опросники для родителей, с помощью которых, мы можем скоординировать свою работу. Важно понять интересы, желания родительской общественности, существующие проблемы, что позволит решить их совместными усилиями.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
Сегодня, мы педагоги признаем важность привлечения родителей к участию в работе детского сада и образовательного процесса в целом, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония.
Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками образовательного процесса. Анализ ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд причин:
- низкий уровень педагогической культуры и недостаточные знания основ педагогики и психологии родителями;
- отсутствие свободного времени, полная занятость родителей не дает в полной мере стать участниками образовательного процесс,
- наличие прав и обязанностей родителей и неумением ими пользоваться;
- авторитарный стиль воспитания некоторых родителей негативно влияет на
формирование, развитие и поведение ребёнка, тем самым вызывая у ребенка тревогу, беспокойство, неорганизованность, что в свою очередь тормозит процесс успешного усвоения программного материала;
- отсутствие заинтересованности пребывания, развития ребенка в ДОУ;
- частое отсутствие детей по уважительным и неуважительным причинам в ДОУ.
Таким образом, создаются условия и формы работы как традиционные, так и нетрадиционные для поддержки педагогической компетентности родителей.
Формы работы с родителями:
Традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, беседы,
консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.
Нетрадиционные формы работы с родителями; круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации, участие в непосредственной образовательной деятельности. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, поэтому родители
вносят свой вклад пополнением предметно-развивающей среды в виде тематических поделок, фотоальбомов, атрибутики для сюжетно-ролевых игр, разных видов театра.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Осуществляются такие проекты как «Русская матрешка», «Самовар в гостях у ребят», исследовательские детско - родительские проекты. Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя. Встречая родителей с улыбкой, общаясь на позитивной
ноте, всегда получаешь взаимную открытость и доверие. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Нашей целью было привлечь и сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь
высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь близким.
Система взаимодействия с родителями
В основе системы отношений ДОУ с родительским составом лежит информирование о результатах воспитательной работы в ходе организации родительских собраний. Встречи с родителями направлены и на привлечение их к общественной жизни детского сада.
Родителей знакомят с содержанием работы по физическому, психическому и социальному развитию ребенка, уведомляют о планировании спортивных и социокультурных мероприятий, прислушиваясь к их мнению и предложениям. В целях взаимодействия родителей и детского сада организуют Советы родителей. На базе такого объединения обсуждается подготовка к школе, задания для дошкольников.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями
Взаимодействие с родителями — полноправными участниками образовательного процесса — строится на основе определенных философских принципов.
- Переход от информационного сотрудничества к межличностному общению.
- Доброжелательность в процессе коммуникации.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, но не наставничество.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями будет иметь высокую эффективность только при наличии:
- общих целей и интересов;
- согласия родителей на участие в жизни ДОУ;
- готовности обеих сторон к обсуждению целей и задач воспитания;
- возможностей для совместного планирования;
- обратной связи;
- обучающих методик для родителей;
- анализа результатов взаимодействия.
Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на систематическую работу по популяризации вариативных форм образования детей до школы. В рамках открытых уроков и семинаров специалисты ДОУ доводят до родителей информацию о новых приемах воспитания и развития ребенка черед разные виды образовательной деятельности.
Виды информирования родителей.
Взаимодействие ДОУ и родителей оказывает благоприятное влияние не только на образовательный процесс, но и на адаптацию ребенка к новому окружению. В целях повышения интереса родителей к вопросам воспитания детский сад реализует различные виды информирования.
Беседа
Одной из наиболее результативных форм общения с родителями является индивидуальная беседа. Диалог о жизни ребенка в детском саду и за его пределами организуют для закрепления положительных отношений с семьей и получения информации о воспитаннике. Беседы практикуются ежедневно.
Родительское собрание
Родительское собрание — еще один формат взаимодействия с родителями. Для таких встреч характерно активное включение родителей или законных представителей ребенка в обсуждение текущих задач, обмен точками зрения, совместный поиск решения проблемы родителей и педагогов. Из раза в раз тема собрания может меняться в соответствии с образовательной ситуацией и возрастными особенностями воспитанников. На повестку могут быть вынесены следующие темы: «Адаптационный период», «Роль семьи в развитии речи», «Семейное чтение», «Творчество родителей и детей». Бывает, что активные участники родительских собраний в ДОУ становятся инициаторами организации Родительского совета.
Групповые консультации
Отличные результаты показывает общение с родителями в формате групповых консультаций. Ценность такого взаимодействия выражается в предварительной проработке проблемных вопросов, регулярно поступающих от группы родителей, и подготовке специализированного ответа на них.
Другие формы взаимодействия
Дошкольный процесс образования предусматривает и такие формы информирования семьи, как круглые столы, консультации, устные журналы. Мероприятия для родителей могут проходить в формате интервью, принимать форму свободного или стандартизированного опроса. Так или иначе, основная цель этих форм коммуникации с родителями — получение ответов на вопросы по теме образовательного процесса или решение отдельных проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка.
Сотрудничество с родителями в ДОУ организуется и в целях повышения эффективности программ по обеспечению детской безопасности. Помимо информирования на занятиях с непосредственным участием дошкольников, важная информация по антитеррористическим мерам, пожарной и дорожной безопасности, профилактике детского травматизма доводится до сведения родителей.
Совместные мероприятия
В целях формирования доверительных отношений с родителями дошкольников в учреждениях могут быть организованы совместные походы в парки, музеи, театры, библиотеки. Практикуются и другие виды совместной деятельности — прогулки по территории ДОУ, уборка территории, высадка деревьев и цветов, оформление подарков и украшений, подготовка праздников. Взаимодействие с родителями осуществляется в процессе ремонта, очистки снега, выполнения других работ по благоустройству прилегающей территории.
Родительский уголок, украшение группы
В дошкольных образовательных учреждениях для взаимодействия с родителями используют визуальные каналы распространения информации. К примеру, родительский уголок, включающий в себя сведения о режиме дня, питании, особенностях образовательной программы и другие важные сообщения, связанные с реализацией образовательного процесса.
Специалисты заинтересованы в том, чтобы оформление группы в детском саду производилось совместно с родителями, впрочем, как и организация выставок детского творчества. Педагог приобщает семьи к участию в конкурсах, творческому оформлению окон, работ в разных техниках рукоделия. Этот способ не только сближает родителя и ребенка, позволяя родителю чувствовать себя участником образовательной деятельности, сотворчества, но и повышает уровень доверия к педагогу.
Папки-передвижки
Для передачи полезной информации по ответственному родительству воспитатели занимаются созданием папок-передвижек и рукописных журналов. В таком формате специалисты могут предоставлять родителям ценный теоретический и практический материал, направленный на расширение их знаний и умений в процессе воспитания детей.
Пример организации взаимодействия с партнерами ДОО
Мастер-класс по приготовлению фигурного печенья из солёного теста.
Под чутким руководством мамы нашего воспитанника Герасимова Давида, Марият Абдулкадыровны, малыши вместе со своими мамами приступили к приготовлению фигурного печенья из солёного теста.
Марият Абдулкадыровна показала малышам, как правильно раскатать тесто и вырезать специальными формочками фигурки будущего печенья. Участники мастер-класса очень старались, чтобы получились аккуратные и красивые заготовки.
Потом ребята вместе со своими мамами раскрасили свои творческие заготовки.
Мастер- класс прошёл в уютной и тёплой атмосфере